Мотивация персонала

Мотивация персонала

Мотивация персонала в организации и стимулирование труда работников – это сегодня насущная необходимость. Благодаря мотивации, возрастает эффективность персонала, а значит, закономерно повышается и размер прибыли. Вот почему мотивация и стимулирование персонала – это приоритетное направление кадровой политики любой организации. Как мотивировать сотрудников с наибольшим успехом? Мотивацией персонала на результат. Почему? Для бизнеса это хорошо, потому что обеспечены выплаты вознаграждений, при этом персонал получает их в строгом соответствии с затрачиваемыми усилиями. В настоящее время на пике популярности среди кадровых управленцев – инновационные методы стимулирования: это и финансовые поощрения, повышение заработной платы, и не экономические методыстимулирования.
Мотивация персонала
Наверняка многие из вас знакомы с пирамидой потребностей человека, которая отражает одну из самых популярных и известных теорий мотивации –теорию иерархии потребностей Вспомним концепцию известного психолога А. Маслоу: удовлетворение потребностей является базовым принципом эффективности труда. Если сотрудник может удовлетворить многие потребности на работе, он будет заинтересован в ней. К числу базовых потребностей Маслоу относил следующие: Физиологические – связанные с биологическим выживанием (питание, питье, кров над головой и т.д.); Связанные с безопасностью – потребность в стабильности, уверенности в будущем, прочная финансовая основа, должное качество жизни; Общественные потребности – это взаимодействие в социуме, ощущение принадлежности группе. Связанные с самоактуализацией, творчеством – потребность отличиться в своей сфере, стать признанным. Если говорить о материальных методах мотивации персонала, то они обеспечивают лишь удовлетворение двух низших уровней потребностей, вот почему они малоэффективны (оправдывают себя лишь на несколько месяцев). Остаются неудовлетворенными потребности высшего порядка, поэтому ограничиваться только материальными способами мотивации нецелесообразно.

МОТИВАЦИЯ СОТРУДНИКОВ: основные принципы и подходы

Мотивация персонала
 Мотивация эффективна, если сотрудники понимают, что их усилия оценены по достоинству, имеют при этом соответствующий статус в компании и в коллективе. Интерьер и размер рабочего места, участие в конференциях и публичных событиях, презентация фирмы в ходе переговоров, выезд за границу; достойное обозначение статуса — все это актуализирует положение работника в собственных глазах и восприятии окружающих. Таким образом, мотивировать нужно тактично: если частично или полностью лишить сотрудника перечисленных выше благ, можно столкнуться с очень бурными проявлениями возмущения, а иногда и потерять ценного работника.  Внезапные, непредсказуемые и непостоянные поощрения – это работает намного результативнее, чем ожидаемые, неизменно связанные с выдачей зарплаты.  Положительное подкрепление всегда эффективнее, чем отрицательное.  Причем оно должно следовать сразу и быть справедливым. Между завершением работы и внезапным поощрением за нее не должно быть чересчур большого временного интервала: чем он больше, тем меньше результат. И конечно, все обещания, касающиеся поощрений сотрудникам, должны строго выполняться. Или не стоит обещать вообще.  Работников нужно мотивировать на основе их промежуточных успехов, еще до окончания работы. Большой успех – вещь редкая и не всегда возможная. Вот почему позитивное подкрепление должно следовать довольно быстро. Но тогда цель нужно разделить на этапы достижения таким образом, чтобы на каждом этапе можно было адекватно оценить и поощрить работника в соответствии с объемом его усилий.  Очень важно дать ощущение уверенности сотрудникам, потому что тем самым вы удовлетворяете их потребность в самоутверждении. Успех порождает успех. Чаще всего большое вознаграждение – это редкость, и если его кто-то получил, это провоцирует в коллегах зависть. А вот маленькие и регулярные поощрения рождают удовлетворение. Не стоит безосновательно отдавать предпочтение кому-то одному из коллектива, потому что это работает на его разобщение, порождение сплетен и слухов.

МОТИВАЦИЯ СОТРУДНИКОВ – типовые способы

Повышение по карьерной лестнице, увеличение диапазона полномочий, усиление власти, обеспечение финансовой доли, публичное признание, выгодное место за столом на совещании, прямая связь с главой компании, премия с пояснением «за что», страхование жизни и здоровья, возмещение затрат на лечение, внеочередной оплачиваемый отпуск, гарантия закрепления рабочего места, ссуды с пониженной ставкой на личные нужды и другое. Но не существует стандарта в стимулировании персонала – это всегда делается адресно, на конкретных основаниях.

МОТИВАЦИЯ ПЕРСОНАЛА – виды

Мотивация персонала
 Наказание Есть компании, отдающие предпочтение этому виду мотивации, но есть и бизнес, основанный на поощрении. Лучше искать свой путь. Степень наказания обусловлена, прежде всего, целями воздействия. Главное в данном виде мотивации работников – это пресечение действий, несущих в потенциале вред компании. Наказание не должно быть самоцелью или «местью» – это просто граница, которую работник не может перейти в своих действиях. Она препятствует повторению неконструктивных действий и иллюстрирует всему коллективу, что существуют запреты на определенные поведенческие стратегии. Наказание дает результат, если оно нацелено на психологическое коллективное воздействие. Важно учитывать, что, наказывая кого-то одного, руководитель автоматически поощряет всех остальных, кто работает в заданном режиме. Наказывая сотрудника, очень важно обязательно разъяснить ему причины этих строгих мер. И они должны соответствовать проступку. Материальное наказание уместно лишь в одном случае: если работник причил материальный ущерб компании, измеряемый и просчитываемый объективно. Но чаще всего после выявления недочетов хватает того, чтобы просто провести беседу с сотрудником – это работает на будущее.  Материальное поощрение за выполненную работу Такой способ мотивации персонала – это то, что предпочитает большинство руководителей. Дополнительные выплаты предоставляются за работу по заранее заданным критериям. Это могут быть критерии качественные, финансовые, оценка работника иными лицами.  Выплаты с зарплатой для мотивации здорового образа жизни сотрудников Это финансовое поощрение за отказ от курения, отсутствие больничных в течение года, систематические занятия спортом.  Особые персональные вознаграждения К числу таких методов относят премии за освоение актуальных для фирмы навыков.  Социально–ориентированная политика компании Прежде всего, в фирме предоставляются льготы и гарантии в сфере социальной защиты персонала (страхование по старости, при временной потере трудоспособности, безработице и др.), регламентированные государством или региональными властями. Фирмы предоставляют сотрудникам и членам их семей льготы, входящие в материальное стимулирование, благодаря выделяемым для этого средствам из фондов социального развития компании. Вовлеченность работников в дела фирмы и интерес к ее финансовому успеху возрастают в прямой пропорции с числом получаемых льгот и услуг, включая те, что прямо не прописаны в государственной легитимной базе. Такая политика обеспечивает снижение текучести кадров: никто не хочет утрачивать льготы после увольнения. Кроме того, работники могут всегда иметь дополнительный доход, если зарплата невысока (к примеру, на государственных предприятиях) или если есть заинтересованность в квалифицированном специалисте, который должен получать хорошую зарплату. Анализ достижений зарубежных и отечественных субъектов бизнеса в области мотивации работников позволяет систематизировать опыт в виде ориентировочного укрупненного перечня социальных льгот и услуг.  Материально-денежная мотивация персонала
Мотивация персонала
Покупка сотрудниками акций фирмы по специальным ценам, пользование льготными кредитами; затраты на частное медицинское страхование; туристическое страхование; оплачиваемое временное освобождение от работы (к примеру, заключение брака); обучение сотрудников на курсах или в вузах, льготное обеспечение местами в детских садах и возмещение этих затрат, оплата и предоставление отпусков тем, кто совмещает работу и учебу, согласно трудовому законодательству; предоставление оплачиваемых дополнительных отпусков; денежные выплаты и компенсации, предоставляемые по поводу личных торжества, круглых дат трудовой деятельности, смерти близких, чрезвычайных ситуаций (краж, пожаров и пр.); компенсация на проезд по ж/д во время очередного отпуска; дотации на питание; оплата коммунальных услуг; мобильной связи при пользовании корпоративным тарифом; оплата проезда; выплаты за выслугу лет; выплата нескольких окладов при достижении пенсионного возраста и выходе на пенсию; корпоративная пенсия — параллельно с государственной, единовременное вознаграждение пенсионерам и т.д.  Материальная неденежная мотивация работников Обращение в социальные учреждения компании, корпоративный отдых, в том числе в детских оздоровительных лагерях (для детей работников), льготные путевки; покупка продукции компании по специальным ценам или предоставление ее бесплатно, изменение рабочего места; улучшение технического оснащения и комфорта, социальных условий труда; обеспечение гибкости рабочего графика; ввод сокращенной рабочей недели или дня; гарантия бесплатной подписки на печатные СМИ; предложение билетов на культурные мероприятия; бесплатный интернет и другое. Чтобы обеспечить физический и психологический комфорт персонала, рационально каждый месяц вкладывать небольшие суммы в отдых. Так, популярная инновационная идея – это обеспечение в офисе комнат отдыха. Когда вы разрешаете сотруднику почувствовать себя комфортно, в домашних условиях, он будет и работать потом эффективнее. Как раз корпоративная культура и этика (дни фирмы, экскурсии, оплачиваемые совместные обеды, вечеринки) сильно сплачивают коллектив, формируют человека команды. Опыт свидетельствует о том, что неважно, где проведен праздник, залог успеха – в разработке программы, умении организовать праздник – важна атмосфера мероприятия.  Улучшение организации труда и управленческой деятельности Координировать работу и контакты сотрудников, грамотно распределить должностные обязанности, четко выверить систему продвижения по карьерной лестнице, утвердить дух поддержки и взаимной помощи, улучшить отношения руководства и подчиненных – это те задачи, которые способствуют росту производительности и мотивируют сотрудников.  Нематериальные способы мотивации персонала (не требующие финансовых затрат) Такие методы очень востребованы в компаниях с ограниченным бюджетом. К числу нематериальных методов мотивации работников относят: Признательность: переходящие вымпелы, дипломы, почетные звания с вручением значка и ценного подарка, письменная благодарность от руководителей с занесением в трудовую книжку. В конце концов, это может быть просто приятное слово, высказанное искренне и с участием. Вознаграждения, касающиеся высокой оценки статуса работника. В этой роли выступает приглашение провести мастер-класс, дать консультацию и т.д. Анализ практики отечественных компаний и предприятий в данной сфере иллюстрирует, что мотивация персонала в организации и стимулирование труда работников – это неотъемлемая часть политики, осуществляемой руководством. При этом очень значимы нематериальные способы стимулирования, а материальные не столь принципиальны в отношении формирования лояльности персонала к корпоративным делам и отношениям. Приоритетными направлениями в разработке нематериальных способов мотивации работников могут выступать такие: обеспечение благоприятного психологического микроклимата; разработка системы координации и разрешения конфликтов; четкость организации рабочего процесса, формирование у персонала чувства справедливости, выстраивание системы обратной связи, разработка адекватных систем оценки работы, внимание к проблемам персонала, удовлетворение потребностей подчиненных в признании и стабильности, работа над процессами интеграции всех членов коллектива, увеличение плотности позитивных эмоциональных связей и положительного коллективного мнения относительно работы и ее отдельных моментов.

You may also like...

Add a Comment

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.